Страницы

01.11.2008

Ривненская область: Что это за чудо в полесской глубинке?


Туристический проект «Полесский трамвай», который победил на всеукраинском конкурсе программ местного самоуправления, будет реализован на базе узкоколейной железной дороги в Ривненской области. Он будет способствовать началу развития «зеленого» туризма в Заречненском и Владимирецком районах, где есть проблемы с занятостью населения, но нет проблем с нетронутыми живописными уголками природы и гостеприимностью жителей этого края.

На реализацию проекта «Полесский трамвай» государство обещает выделить в 2009 году для этих двух районов 700 тысяч гривен. А пока из областного бюджета для начала каждому из районов выделено по 50 тысяч гривен субвенции. Этих средств хватило разве что на издание путеводителей да рекламных проспектов и щитов для туристов, которые решатся на путешествие по уникальной узкоколейке Антоновка—Заречное, которая считается самой длинной в Европе (ее протяженность — 106 километров). Кстати, она проходит по самому длинному в Европе деревянному железнодорожному мосту (на снимке).

Сама же мини-дорога — это в самом деле раритет, оставленный нам в наследство. Построена она местными купцами в 1905 году, чтобы завозить в эти края товары, а вывозить глину, песок, лес. В

30-е годы, при Польше, ее проложили и до наиболее отдаленного села Кухотская Воля, а в 60-е — до райцентра Заречное. Так что строили узкоколейку почти столетие. К середине 80-х годов по ней курсировали два пассажирских поезда и четыре грузовых.

Узкоколейка Антоновка—Заречное — музей железнодорожного дела под открытым небом, да к тому же проходит она по удивительно живописному, мало измененному цивилизацией Полесью с многочисленными озерами, реками, селами, которых не коснулась цивилизация...

— Было время, когда движение по этой уникальной транспортной артерии уже хотели закрыть, — рассказывает местный краевед, депутат Заречненского районного совета Павел Дубинец. — Но люди при поддержке СМИ отстояли ее. Ведь, кроме исторического, узкоколейка имеет еще и социальное значение: ею пользуются крестьяне из отдаленных населенных пунктов, даже ученики ездят в школы в соседние села. Действуют и льготы — для тех, кто на них имеет право. А вообще билеты на «поездок» (так местные называют поезд. — Авт.) — дешевые: от Антоновки до Заречного немногим больше шести гривен.

Сегодня узкоколейная железная дорога Антоновка—Заречное дает работу сотне человек. Она — чуть ли не единственная возможность для тысяч полещуков добраться со своих лесных сел до райцентра.

«Поездок» идет с небольшой скоростью — 30—40 километров в час, останавливается не только в селах, но и по требованию пассажиров, грибников, рыбаков. Павел Дубинец рассказал, что этим когда-то воспользовался предприимчивый лесник, чтобы небольшими партиями перевезти из леса заготовленные дрова...

— Но остановки остановками, а стараемся придерживаться расписания движения, потому что понимаем: некоторым пассажирам нужно еще успеть пересесть на другой вид транспорта, чтобы добраться, скажем, до Ривного или куда-нибудь еще, — говорит проводница.

Сам поезд — тоже раритет. Четыре узеньких вагончика, которые в холода отапливаются углем, тянет паровоз, двигатель на котором от танка Т-34, «потребляет» на сто километров 200 литров дизтоплива. Поскольку он двигается медленно, то пассажиры (а в будущем и туристы) имеют возможность полюбоваться пейзажами за окном...

Не обозначенная на картах, узкоколейка все же известна иностранцам: некоторые киевские турагентства устраивают для них путешествия в эти живописные места. Доставляют любителей экзотики узкоколейкой, а те выходят на пикник в облюбованном месте.

— Так почему бы и нам, местным, не использовать этот муршрут для «зеленого» туризма? — справедливо замечает председатель Заречненского районного совета Виталий Сарыч (на снимке), который одобряет попытки областной власти хоть таким образом вывести из экономически депрессивных его и Владимирецкий районы. — Так и родилась идея проекта «Полесский трамвай».

В Украине, кроме ривненской, сохранились еще три действующие пассажирские узкоколейки: две — в Закарпатье и одна — на Виннитчине. Несколько таких дорог все еще функционируют в европейской части России, Казахстане. В Европе подобные железные дороги используются с экскурсионной целью, там даже создана Европейская федерация туристских и музейных железных дорог. А в Латвии 33-километровая узкоколейка Гулбене—Алуксне объявлена культурным памятником национального значения.

— Тем паче что такой опыт использования в мире уже есть, — приобщается к разговору заместитель начальника управления культуры и туризма Ривненской ОГА Ярослава Гаврилова. — Только нужно, чтобы и о нашем проекте «Полесский трамвай» узнало как можно больше людей, т. е. надо «раскрутить» его и через туристические ярмарки в Ривном, и через прессу, что мы и делаем.

Можно понять заинтересованность власти в развитии зеленого туризма в этих двух депрессивных районах Ривненщины. Если бы дело пошло, можно было бы удержать на работе работников полесской узкоколейки, создать новые рабочие места (потребуются гиды, а с появлением небольших гостиниц или турбаз — и обслуживающий персонал). Имели бы работу и владельцы агроусадеб, которые принимали бы у себя «зеленых» туристов. Служба занятости готова поддержать со своей стороны такое желание. Был бы и сбыт выращенного местными крестьянами...

Вместе с группой журналистов и депутатов Ривненского областного совета едем по маршруту «Полесского трамвайчика». Садимся в Заречном в «поездок». За красотой, которую видишь за окном, не замечаешь ветхости вагончиков: они явно нуждаются в ремонте, твердых деревянных лавочках... А может, в том и экзотика, чтобы оставить все так, как есть? Ведь, если обновить вагончики, они уже не будут экспонатами музея железной дороги под открытым небом...

«Поездок» останавливается среди леса. Направляемся, глядя на указатели, к гидрологическому заказнику общегосударственного значения «Островской». По дороге едва не на каждом шагу — зеленушки, опята... Кое-кто успевает набрать грибов полные целлофановые пакеты. Вдруг лес заканчивается и перед нами возникает озеро невероятной красоты.

Наслаждение от свидания с колоритной полесской природой портят звуки мобильных: это предупреждают, что нас приветствует оператор мобильной связи Беларуси, называются заоблачные тарифы. Подумалось: а почему на территории Украины имеем такое экономическое «чудо»?

— Это озеро Большое — одно из трех, что входят в гидрологический заказник «Островской», — объясняет Павел Дубинец. — А еще в заказник входят озера Среднее и Хоромное...

Спешим зачерпнуть в ладони озерную воду, в которой, если верить местным жителям, содержится много глицерина. Тем временем Новоречецкий сельский голова Петр Андрушко, который ждал нашу группу, уже успел испечь в костре картошку, что было очень кстати — аппетит на природе нагуливается быстро. И депутат Ривненского облсовета Нина Путилина с удовольствием угощалась печеной картошкой (на снимке).

— Такой маршрут для группы рассчитан на один или несколько дней? — спрашиваю у Виталия Сарыча.

— На короткий срок, ведь это связано с ночлегом, если только туристы не захотят жить в палатках. Но в будущем, если «зеленый» туризм все же по-настоящему заинтересует людей, обустроим агроусадьбы в ближнем селе Островск. Несколько таких уже принимают туристов в селе Нобель, которое раскинулось на берегу живописного одноименного озера — второго по величине в Украине после Свитязя, — сказал председатель Заречненского районного совета В. Сарыч. — У нас вместе с коллегами из Володимирецкого района еще немало замыслов относительно развития «зеленого» туризма и относительно наполнения местных бюджетов от него. Но это — в перспективе. Все будет зависеть от того, облюбуют ли наш край туристы.

— Мы уже облюбовали, — поделились впечатлениями от увиденного участники этого пробного тура.

© Новина підготовлена для розміщення Бізнес-блог-регістратором
ТУТ МОЖЕ БУТИ ПОСИЛАННЯ НА ВАШ МЕРЕЖЕВИЙ РЕСУРС
Розміщення посилання на Ваш інформаційний профіль платне

Комментариев нет: