Страницы

19.10.2011

Украина -2011: самые актуальные тренды внутреннего и въездного туризма


В 2011 г. мировой туризм окончательно закрепит свой выход из кризиса - тут эксперты единодушны. Тенденции увеличения прибыли и количества туристов сохранятся в ближайшие несколько лет, а в нынешнем году, вполне возможно, будет даже поставлен новый рекорд по количеству путешествий.

По всему миру смещается сезонность и происходят существенные сдвиги в общей структуре спроса. Многие опытные туристы выбирают отдых не просто «летом на пляже» или «зимой на лыжах». Стереотип отпуска в летнее время постепенно ломается по нескольким причинам. Одной из причин сдвигов сезонности является изменение посткризисного сознания: у людей появилось четкое понимание, что жизнь проходит сейчас и ее не нужно откладывать на потом, а помимо работы важно обращать внимание на семью, личностное развитие, здоровье и физическую форму.

К примеру, собственники бизнеса, менеджеры среднего и высшего звена теперь готовы путешествовать в бизнес-сезон (например, осенью). Еще одна причина - изменения в климате. Появились и принципиально новые виды туризма - гастрономический туризм, дегустационные туры, диетические, шопинг-туры, туры-детокс, серф-туры (в которые туристы отправляются только для того, чтобы научиться серфингу) и другие. В структуре спроса происходит смещение приоритета со «стандартных» туров (к примеру, пляжного отдыха) в пользу экскурсий и специальных программ. Особую популярность приобретают экстремальные вроде путешествия на воздушном шаре идр.

Растет популярность событийного туризма - поездки на пивной фестиваль, рок-концерт известной группы, футбольный или теннисный матч. Особенно актуален этот тренд в Украине, так как сумма посещения концерта внутри страны с хорошим местом в зале или на стадионе вполне сопоставима с поездкой с той же целью, к примеру, в соседнюю Чехию или Польшу, а впечатлений больше.

«Посткризисный» турист стал более требовательным - как в отношении материальных ценностей, так и собственных впечатлений и потребностей. Вкладывая в поездку минимум средств, он стремится получить максимум сервиса и впечатлений. Это не значит, что люди теперь меньше тратят, они стали внимательнее к своим затратам. Туристы стали лучше разбираться в отдыхе и его возможностях, они хотят за те же деньги получить более качественный сервис, комфортный отдых и насыщенную программу.

Расположения отеля «100 метров до пляжа» (на первой линии) или пресловутого all-inclusive теперь явно не недостаточно. Туристы стремятся заранее узнать, какой на пляже вход в воду, качество песка или гальки, кто проводит анимацию, какая кухня и разнообразие блюд, оформление номера, обслуживание и т.п.

Поездки стали короче и чаще. Посткризисное сознание повлияло на формирование «легких на подъем» туристов, которые проводят выходные в путешествиях. Ключевой тренд 2011 г., по данным, обнародованным на Всемирном туристическом форуме, заключается в том, что люди стали путешествовать чаще, но на более короткие сроки. Цены на гостиничные номера повышаются, так как значительно возрос спрос, однако эти тенденции по регионам сильно разнятся.

Появился сегмент путешественников, которым важно получить собственные впечатления, опыт. Им интересно уже не столько выложить фотографии в соцсетях или похвастаться среди коллег. Для представителей этого сегмента стало важным не просто «поставить галочку» о факте посещения, а действительно получить полезный опыт, переживания и собственные впечатления от путешествия.

Для этих людей важны не пятизвездочные отели и готовые туры, но аутентичность, прикосновение к традициям своей страны и её древней истории. Они стремятся глубже понять и прочувствовать культуру, быт, готовы жить даже в хостеле, но при этом не пожалеют денег на некую специфическую экскурсию или музей. Таких туристов уже много среди украинцев. Как правило, представители сегмента - люди достатка средний, средний+.

Как раз на таких туристов ориентируется активно развивающееся в последнее время движение Slow Cities (Cittaslow, зародилось в Италии) - сообщество небольших городов с населением до 50 000, которые делают упор на сохранении традиций в культуре, архитектуре, еде (SlowFoods), окружающей среде, и при привлечении туристов акцентируют свою уникальность.

В Украине растут потоки внутреннего туризма - увеличилось количество тех, кто отправился или планирует отдыхать в Крыму, Карпатах, Одессе. В Карпатах, к примеру, выросла посещаемость лыжных курортов в Славском, Яремче, Тисовце и на Драгобрате.

Кроме того, появилось и развивается направление «делового» туризма в крупных городах, особенно Киеве, Харькове, Донецке и Днепропетровске. Это связано, в первую очередь, с развитием инфраструктуры в городах, принимающих чемпионат Европы по футболу в 2012 г.: реконструируются и появляются новые городские и загородные клубы и комплексы, аквапарки, рестораны, стадионы, развиваются авиаперевозки и т.п.

Помимо украинцев, предпочитающих отдыхать в родной стране, в Украину стали чаще приезжать иностранные туристы - в основном, из России, Прибалтики, Европы. К примеру, согласно опросу портала SuperJob.ru, в Украину собирается около 4% российских туристов, причем в самой стране интерес к внутреннему туризму упал с 29% до 20%.

Наиболее популярны среди иностранцев Киев, Львов, Одесса, Крым и зимние курорты Карпат. Средний срок пребывания иностранных туристов в Украине - четыре дня, сумма затрат в стране - около $600. Что касается типов туров, то западные путешественники часто выбирают индивидуальные поездки, или круизы. Американские туристы предпочитают Западную Украину, а немцы и другие европейцы больше любят Крым.

Оформился сегмент туристов, предпочитающих самостоятельно строить поездки без покупки готового тура. Они в состоянии составить маршрут, найти и забронировать гостиницы, приобрести билеты на транспорт, позаботиться о картах, еде, брони и входных билетах к различным достопримечательностям.

Субтренд состоит в том, что под этот сегмент зарождаются турагентства. Такие люди обычно очень заняты и готовы заплатить комиссию (обычно это небольшая сумма), чтобы всю подготовительную и организационную работу сделали за них клиент-менеджеры. В отличие от заказа тура, сформированного оператором, турист может существенно сэкономить (до 500, а в некоторых случаях и 1000 евро).

Социальные сети и мобильные технологии громко заявили о себе в туризме. Как и в других сегментах бизнеса, в туризме наблюдается бурное развитие этой тенденции. Туристы стали мобильнее, регулярно «серфят» в интернете со своего смартфона и большинство из них зарегистрированы в 1-2-5 социальных сетях.

Например, по данным Mandala Research, 52% из 152 млн. взрослых американских туристов уже используют соцсети и генерируют для экономики США $102,9 млрд. за счет внутреннего туризма, по сравнению с $69,5 млрд. от незарегистрированных пользователей. Украинцы следует и за этой мировой тенденцией у себя дома.

В Украине тенденция уже отчетливо видна - появляются агентства, продвигающиеся преимущественно в соцсетях, а также сообщества туристов. Это объясняется тем, что фанаты соцмедиа путешествуют гораздо чаще тех, кто не вовлечен в различный Интернет-интерактив. В ближайшее время обычной практикой для туристов станут интерактивное бронирование, мобильные путеводители и советы зарубежных друзей по планированию путешествия в их страну.

Комментариев нет: